ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ПО УКРАИНЕ, МОЛДАВИИ, РУМЫНИИ, БОЛГАРИИ, ГРЕЦИИ, ТУРЦИИ.
Берега Босфора грозно сомкнулись на горизонте башнями крепостей, скрыв Стамбул и горловину пролива от глаз пассажиров корабля. Однообразность пейзажа спокойного Черного моря и солнце усыпляли. Пассажиры, побродив по палубе, лениво разлеглись загорать.
Дельфины от носа судна серыми тенями метнулись в сторону пустого и до безобразия ржавого на фоне голубого моря, смешно торчащего над водой как пробковый поплавок, сухогруза, идущего параллельным курсом на Одессу. Они оживили от полусонной дремы на солнце верхнюю палубу неожиданно вскочившей наготой тел. Надрывно урчат двигатели «Виктории», по бирюзовому в южной части и гладкому до безобразия Черному морю, нагоняя упущенное непредвиденной задержкой в Стамбуле время. Солнце парит нещадно и после выпитого пива, купленного в портовом магазине расслабляются мышцы и мысли, снимая напряжение и давая отдых уставшему телу. От бесконечных горных подъемов болят мышцы над коленками так, что не подняться по трапу.
Только на рассвете с восходом солнца медленно отошли от пирса Стамбула, развернулись кормой к минаретам Айя-Софии и Голубой мечети, прощаясь с просыпающимся городом. Делая левый разворот, корабль описал в бухте большую дугу и взял курс в Босфор. Я стоял зачарованный на носу судна, поеживаясь от свежего утреннего ветерка. Слепящее солнце, согревая первыми лучами, поднималось над азиатским берегом Стамбула. Волны от катера, доставившего лоцмана на борт «Виктории» лениво покачивали идеальное зеркало голубовато-зеленой морской воды пролива, отражающей дворцы, пышную зелень и причудливые картины высоких берегов древнего как мираж города. Корабль, высвобождая силы, вибрировал всем корпусом и довольно урча медленно двигался к фарватеру, разрезая носом слепящую бело-рыжую солнечную дорожку, забираясь под навесной мост над Босфором. От пристани из центра Стамбула уходили первыми. За нами медленно потянулась вереница судов, и только резвый пассажирский кораблик на радость пассажиров, стоящих на палубе, под веселые шутки обогнал нас до выхода из Босфора.
В проливе с сумерек запрет на движение судов. Летняя ночь в Стамбуле прошла в тишине без обычной световой иллюминации, медленно прогуливающихся по берегу туристов, без ночного веселого курортного дискотечного гула шумных кафе. На воде не было кричащих музыкой, светом и шумом двигателей прогулочных катеров. Стамбул с вечера вслушивался в тишину, пытаясь услышать крик над водой. Всю ночь движение кораблей по Босфору было закрыто, и на глади пролива стояла темная гнетущая мгла. Иногда медленно проползал по массе бесшумно крутящейся воды маленький полицейский катер в поисках двух пассажиров с раздавленного пополам сухогрузом прогулочного кораблика.
Только в ресторане «Виктории» до прихода таможенников и пограничников шум, веселье пассажиров и пришедших повеселиться из Стамбула турок. Погрузились еще вечером, команда корабля свободна. Девчонки возвращаются на Украину после стамбульских заработков, пьют, танцуют с турками, повизгивая от удовольствия. Днем на средней палубе в ресторане поставили новую дискотечную светоустановку. Новость быстро распространилась на берег. Народа в ресторане заметно прибавилось. К утру на судно поднялась комиссия паспортного контроля. Всех собрали в ресторане, проверяют паспорта. Подвыпившие девчонки веселятся, улаживают проблемы с пограничниками.
Позади более 2000 километров за 41 день велосипедного путешествия по горам Румынии, Болгарии, Греции, Турции и покоренные Бучечь и Олимп. Закончились все предвиденные и непредвиденные трудности моего путешествия. Постоянно хочется есть и спать. Организм требует восстановления сил, после тяжелого вело путешествия по горным странам и трудной, но интересной дороги.
Весна 2002 года. Питер пробуждается под весенним солнцем. Растаял всю зиму не убирающийся снег, исчезают горы мусора и грязи с улиц. Только Нева несет в своих водах всякий хлам, и поверхность воды блестит на солнце всеми цветами радуги от пленки мазута. Девушки из распахнутых легких и необычно сексуальных после зимы пальто отражают весеннее солнце голыми ногами, а то и вовсе отвлекают внимание от руля автомашины легким нарядом, состоящим из пояса, колготок, блузки и сумочки. Птицы над городом летят на север, оглашая округу своим гоготом о приходе весны.
С наступлением солнца, меня, как и многих друзей, переживших очередную Питерскую зиму, тянет на юг. Собираюсь со съемками рабочих материалов для создания первой части исследовательского фильма в Грецию. С историками заранее договорился. Определили для съемки страны: Балканы, Турция, Египет, Сирия, Израиль, Иран, Пакистан, Индия.
Перед самым отъездом из квартиры украли телевизионную камеру. Доблестная милиция порадовала, что это сделали не местные воры, а залетные. Прощайте, творческие планы.
Не пропадать же визам. Покупаю велосипед, снаряжение, билет на поезд до Одессы. Меняю цели и задачи поездки, уточняю маршрут движения на карте автодорог. Команда желающих активного спортивного отдыха велосипедистов, перед выездом быстро рассеялась. Ребята не смогли оставить работу на полтора месяца, хотя энергия у всех при организации поездки била через край. Из Одессы на велосипеде еду в Измаил, затем через Молдавию в Румынию, Болгарию, Грецию, Турцию.
В поездку на велосипеде втянулся на третий день, уже в Карпатах. Первые дни крутил педали, а тело и мысли не понимали перемены в красоте и пространстве. Тесноту городских питерских улиц затмил простор украинских и молдавских полей, природа, села, крестьянский быт, парное молоко, молдавское домашнее вино, Черное море и Дунай.
От Измаила дорога меня привела к Дунаю. Купаюсь, ловлю с местными рыбаками рыбу, с интересом изучаю румынский берег. Десять лет назад на круизном теплоходе мы поднимались по реке, но вспомнить берега не могу. Впереди Румыния. Пора двигаться дальше в Молдавию и постараться сегодня пересечь Румынскую границу.
Часа полтора зависаю на пограничном посту. На румынскую сторону через мост можно проехать только на транспорте, а челноки как назло едут утром и вечером. Пограничники удивляются моему порыву уехать на велосипеде в Грецию, уважительно шутят и хихикают. Наконец подъезжают к посту на микроавтобусе два парня - украинцы, направляющиеся в Турцию за товаром. Пока у них проверяют паспорта и ставят отметки о прохождении границы, договариваюсь, загружаю в багажник микроавтобуса велосипед.
Проехали мост через Дунай, быстро прошли румынскую таможню и паспортный контроль. Автобус быстро несется по дороге и так не хочется пересаживаться на велосипед, но перед городом Галац пересаживаюсь. Вечер меня застает на велосипеде в прогулке по городу и набережной Дуная. Все так интересно и необычно после крестьянских украинских и молдавских сел. Город несравненно современней, приятнее и красивее такого же небольшого российского городка. Где диковатые румыны и цыгане, так пугающие наших туристов? Пацанята у вокзала показывают ближайшую гостиницу. Заношу велосипед в номер, там и ночую.
Утром завтракаю в городе, уточняю маршрут по направлению к горам Фегераш и замку Дракулы, готовлюсь к переезду через Карпаты. Забавный случай приключился в горах. На изнурительном десятичасовом подъеме у меня закончилась питьевая вода. Проезжая небольшой равнинный высокогорный участок дороги, где она уходила влево между зелеными, поросшими лесом вершинами, я увидел колодец. Невдалеке стоял старый дом. Подъехав к колодцу, я заглянул в него и не увидел дна. Темнота сводов затеняла воду, а маленькая точка неба была неправдоподобна в этой бездне. Подошел румын и, видя мои потребности в живительной влаге, стал выторговывать воду. Я, честно говоря, удивился но, понимая его единственную возможность заработать в горах, не стал спорить, а разговорился с ним, восхищаясь трудом, затраченным на рытье такого глубокого колодца. Признаюсь, что до этого и после нигде не видел колодца такой глубины. Уточнив глубину метрах на двадцати, румынский крестьянин долго поднимал ведро на металлическом тросике из глубины. За уважение к его труду он меня угостил водой. Я напился, наполнил вело бачок и пластиковую бутылку холодной и чистой водой и поехал дальше. После этого случая всегда на велосипеде везу с собой около двух литров питьевой воды. По всему дальнейшему маршруту во всех странах вдоль дорог были сделаны стоянки для отдыха со сливами для родниковой воды или установлены краны, где проезжающие могли отдохнуть, помыться и набрать свежей, прохладной воды. В горных деревнях мусор сваливают в сухие русла ручьев и весной, когда сходит снег вся грязь талой смывается в Дунай.
За два дня переезжаю северные Карпаты с бесконечным серпантином горного подъема, отдыхаю на последнем перевале и скатываюсь к центральной Румынии. Дорога виляет бесконечным склоном достаточно пологого спуска. Внизу, над вершинами деревьев, открывается огромная плоская равнина с далеким силуэтом Южных Карпат. Горный пейзаж медленно переходит в поля с растущими вдоль дороги кипарисами. На спуске встречается румын на велосипеде, завязывается разговор. У него проблема с вело спидометром. Ремонт занял несколько минут. Мы сфотографировались, я уточнил маршрут и поехал дальше. За полчаса скатился в долину.
В небольшом городке мне навстречу с шумом выехал свадебный кортеж, развернулся на дороге и подъехал к ожидающим с цветами. Из машин вышли молодожены и гости. Я остановился сделать несколько фотографий. Ребята, узнав, что я из России пригласили меня на свадьбу. В зале разместилось более четырехсот человек. Каждое блюдо выносилось под музыку для пробы молодым, а затем подавалось гостям. Из спиртного было только легкое и крепкое вино, но многие смогли хорошо напиться. Веселые гости между блюдами танцевали чардаш, играли в денежные конкурсы. Тамада активно собирал на жизнь молодым с каждого гостя. Напоследок за деньги невеста и жених танцевали вальс с гостями. За танец с невестой платили больше, вставали в пару с измученной девушкой и мужчины и женщины по несколько раз. За 20$ станцевал под шумные аплодисменты с невестой. В результате почти часового вальсирования еле двигающаяся невеста танцевала, скинув туфли. Жених не пользовался такой популярностью. Девушка оказалась упрямой и на подносе у тамады образовалась высокая пачка денег. Высоту измерили линейкой, дружно радовались, поздравляли и целовали невесту и под чардаш стали потихоньку расходится. Я передал ребятам снятые зеркальным “CANON”-ом пленки и поехал по своим делам.
Неожиданными оказались крепости в центральной Румынии, стоящие на скальных кручах вдоль гор. С высоких стен хорошо просматривается ровное плато. Крестьяне в горах живут беднее, чем жители небольших городков центральной Румынии.
Мой путь лежит к замку графа Дракулы, расположенному между горами Фегераш и Бучечь в городке Бран. Сегодня понедельник – выходной день в замке и на Дракула базаре. Изучаю карту и направляюсь на велосипеде в горы Бучечь. Подъем длится несколько часов. Горная дорога переходит в тропинку, ведущую к скальным вершинам. На площадке между склонами встречаю лесорубов с длинными топорами. Рослые и крепкие румыны загружают на машину огромные бревна карпатских сосен. Диаметр ствола несколько метров. На машину такой ствол закатывают лебедкой со стороны борта. От одного бревна машина проседает, раскачивается. С интересом наблюдаю за процессом загрузки. Закатив лебедкой несколько бревен, машина надрывно уезжает. Лесорубы делают перерыв. Подхожу знакомиться. Самый рослый румын протягивает мне руку, размером с книгу. Мужики делают стол, достают несколько двухлитровых бутылок домашнего вина. Уточняю маршрут. На вершину горного плато ведут две тропинки. Одна в обход и практически сейчас не проходима, другая более крутая и ведет вдоль скал к вершинам 2000 метров.
Сажусь на велосипед и еду по тропинке вверх, на сколько это возможно. Прячу велосипед в невысоких елках, собираю рюкзак, палатку, спальник, продукты и начинаю подъем вдоль горного ручья. К вечеру поднимаюсь под отвесные скалы. Всю дорогу в ельнике потрескивает медведь. Свежие кучи на тропинке не оставляют сомнения в его присутствии. Для отпугивания мишки приготовил петарды. Зеленая стена леса упирается в камень, устремляющийся к небу десятками метровой стеной, сверху покрытой не растаявшим снегом и облаками. Останавливаюсь на ночлег на полянке под отвесными серыми скалами рядом с горным ручьем. Развожу костер, устанавливаю палатку, готовлю ужин. Стемнело. В наступившей тишине далеко внизу между горами светится огоньками Бран. Мишка недовольно бурчит и ходит в ельнике. Собираю на ночь костер и ложусь спать. Под утро разбудил мелкий дождь, а медведь, с вечера беспокоивший меня, под утро ушел в лес. Вылезаю из палатки, подкидываю в костер приготовленные с вечера дрова. Светает. Сегодня у меня день рождения. В палатке разогреваю чай с медом, готовлю завтрак. Дождь не прекращается, шуршит по траве и листьям деревьев. Потрескивает костер. В камнях звенит ручей. За неделю велопробега позволяю себе расслабиться. Лежу в палатке, глядя поросшие соснами горные склоны. За городом стеной встают зеленые вершины Фегераша. Горный пейзаж, покой и дождь расслабляют. Просыпаюсь через несколько часов. Дождь закончился. Обедаю, собираюсь. Снова начинает моросить. Смотрю на скалы с наползающими низкими облаками. Тропа уходит между сосен и скалой, манит. В таких условиях подниматься дальше нет смысла. Камень скользкий, а на вершине в облаках ничего не видно. Надеваю футболку и шорты, спускаюсь с горы. Пока дошел до велосипеда промок насквозь. По размытой дороге скатился в поселок, остановился в доме с двумя поляками, спустившимися с Фегераша. В заранее снятой за 3$ комнате с завтраком переночевал и высушил одежду у гостеприимной семьи. С утра посетил замок графа Дракулы, на Дракула базаре купил сувениры с его портретом и сувенирную водку Дракула. Прекрасно понимая, что история графа совсем другая, а замок и румынская деревня с суровым бытом сделаны для туристов, поехал дальше.
Дорога меня привела в поселок Синая с красивейшими замками короля Фердинанда.
Здесь я поднялся на плато Бучечь к большому кресту на вершине отвесной скалы над городом и два дня провел среди туристов Синая, осматривая достопримечательности. Впереди был Бухарест и больше остановок я не планировал. В Бухаресте на велосипеде прокатался целый день, отдохнул в парке аттракционов у дворца Чаушеску. Огромное монументальное квадратное здание стоит как крепость, со всех сторон окруженное площадью. Для Румынии, пережившей римлян, венгров, славян, болгар, турок, немцев, Советский Союз такой мавзолей не к месту.
Впереди Болгария. Граница переезжаю на поезде. Многие болгары знают русский. Раньше страну называли шестнадцатой республикой Союза. Целый день провожу в Софии. Часто встречаются памятники и церкви, напоминающие о Александре I и русских солдатах освободителях. Россия потеряла 200 000 человек, освобождая Болгарию от турок. К русским болгары относятся не очень хорошо, но благодарны за освобождение от мусульман. В Болгарии долго не задерживаюсь, на поезде переезжаю границу с Грецией.
Вот и Салоники. Катаюсь по городу, по набережной мимо Белой башни и памятнику Александру. Уезжаю на край города и с удовольствием купаюсь в Эгейском море, отдыхаю. На ночь останавливаюсь в городе у друзей. Приготовили стол, выпили Метаксы. Греция. В Греции я второй раз, поэтому путешествую и осматриваю места, где я еще не был. Первым по плану было восхождение на гору Олимп. За день от Салоников доехал к подножью Олимпа и переночевал в отеле. Договорился с хозяевами, оставил велосипед и на два дня ушел на восхождение. Переночевал в кемпинге на Олимпе, поднялся на вершину, погулял по скалам, рассматривая очертания берега Эгейского моря, виды прибрежных городов, дороги. К вечеру спустился с Олимпа, сел на велосипед и уехал в Ларису, где переночевал, отдохнул день после восхождения, покупался, позагорал.
Далее мой путь лежал в Афины. В Афинах я уже был, знаком с достопримечательностями города, Парфеноном и поэтому целый день с утра знакомился с городом, заехал в порт Пирей, узнал расписание паромов, идущих к берегу Турции.
Ночью, после греческого вечера, осматривая Афины встретил в центре города наркоманов. С темнотой их количество увеличивалось. Наркоманы в Греции считаются больными людьми, ходят попрошайничают среди туристов в центре Афин. Правительство Греции их считает больными людьми, поэтому к ним относятся лояльно. Наркотики распространяют цыгане, впрочем, как и у нас в Питере.
Из Афин проехал в южную часть Греции на полуостров Пелопоннес. Построенный Коринфский канал, впечатляющее сооружение, сделал его островом. Посещаю города Коринф, Напфлион, Аргос, Микены. В центре Пелопоннеса на высокой горе нахожу заброшенную крепость. Туристов сюда не возят из-за неудобства подъездных дорог. Из центра полуострова поехал в город Пигрос. Посмотрел древнюю Олимпию, место, где зажигают Олимпийский огонь. Через север полуострова возвратился в Афины.
Из порта Пирей переправился на пароме на остров Хиос. На острове поднялся по серпантину в горы. Через пролив хорошо просматриваются очертания турецкого берега. По дороге скатился прямо к монастырю Ниа-Мони. Христианский монастырь обволакивал вековой стариной. Во время восстания островитян против турок, практически все население острова было уничтожено. Шкафы-витрины с костями и черепами убитых греков наводят на посетителей жутковатый озноб, как напоминание безжалостной истории войн за независимость греческого народа. Из монастыря вернулся на побережье для знакомства с прибрежными крепостями острова. Под впечатлением увиденного всю ночь просидел в кафе на набережной, ожидая утреннего рейса парома с острова в турецкий порт Чешме.
Закончилось таможенное оформление, пограничный контроль. Небольшое судно бежало по проливу, удаляясь от греческого берега. Остров Хиос окружили воды Эгейского моря. Приближающийся турецкий берег встречает высокими крепостными стенами. Красный турецкий флаг ярким пятном выделяется на фоне утреннего города и крепости. Проходим паспортный контроль, выезжаю в город Чешме. Сразу бросается в глаза оживление востока, пальмы вдоль улиц и крепости, скульптуры янычар, мусульманские одежды, восточные лавки и базар. Снимаю с банковской карточки местные деньги, делаю первые покупки у возбужденных и довольных продавцов, весело торгуюсь после степенной Греции. Приветливо встречает восточная культура, другой мир. Покатался на велосипеде по городу, посмотрел практически целую в великолепном состоянии крепость. После греческих развалин понимаю, насколько грекам тяжело было находится на стыке двух миров и веками бороться с персами и турками. Привыкаю к новой культуре, завтракаю в кафе и потихоньку выезжаю за пределы города на дорогу, идущую в сторону Измира.
Несколько десятков километров по холмистой местности, под жарким солнцем, без воды буквально пробиваюсь к Измиру. Еду поместной дороге ближе к морю. Прямая траса между городами осталась справа. В предместьях Измира запасаюсь водой. После жаркой каменистой пустынной местности въезжаю в рай. Начинаются сады, дома, утопающие в зелени. В двадцатом веке в войне между Турцией и Грецией Измир был практически разрушен. Город заново отстроили и сейчас это современный курортный город. Выезжаю на многокилометровую набережную Измира. Несколько часов катаюсь по набережной, центральному району города, фотографирую. Вечером останавливаюсь в кафе, отдыхаю. Зажигаются огни, оживляются улицы и туристы. По количеству световой иллюминации на городских объектах безошибочно определяю места ночного отдыха Измира. Эти ориентиры приводят меня вместе с туристами к пешеходным улицам с многочисленными кафе и ресторанами, к объектам архитектуры, в ночные парки развлечений,. Костюмированные спектакли и развлечения утихают под утро. Под утро устаю и с массой впечатлений о цивилизации и турках начинаю двигаться из города на север. Через 50 километров останавливаюсь на отдых на заправке «SHELL». Помылся, поспал в комнате отдыха несколько часов и снова в путь.
Велосипед уже резво ехал по дорогам Турции. Накаченные за поездку ноги без устали крутили педали и я с удовольствием уезжал в отдаленные и необычные места. Еду вдоль побережья Эгейского моря к Чанаккале, купаюсь, загораю, останавливаюсь в кемпингах. Вдоль дороги установлены указатели к огромному числу исторических памятников, поэтому приоритет в выборе экскурсий определялся после общения с местным населением, которое указывало на наиболее интересные и познавательные памятники, поселения. Меня ждала интереснейшая экскурсионная программа и знакомство с жизнью и бытом местного населения. Греки, Византия и турки за многие века оставили в этой местности большое количество всевозможных исторических памятников. Город Бергама и древнее Пергамское царство, Акрополь, храмы, дворцы, святилище… Бехрамкале с городом крепостью Асс, где жили Аристотель и Апостол Павел. Крепость на самом западном мысе Азии – мысе Баба, Александрия-Троя, Чанаккале, пролив Дарданеллы, пролив Босфор, Константинополь-Стамбул. От Измира до Стамбула была интереснейшая и насыщенная историческая программа путешествия. Близость моря позволяла делать остановки для отдыха в жаркие летние дни.
Велосипедные путешествия намного познавательнее туров на пляжные курорты. В любой стране можно присоединиться к экскурсионным группам из России или послушать экскурсию на знакомом языке в музее или на развалинах истории.
Не всегда во время путешествия получаешь эстетическое удовольствие. В южных странах огромное количество раздавленных на дорогах животных, а такие как лисицы и собаки, лежащие у дорог, в жару перебивают весь аромат окружающей зелени. На Пелопоннесе очень много змей. Крупные змеи до двух метров не редкость, а мелких гадюк так просто не счесть. Когда змеи бросались с обочины дороги под колеса велосипеда, я чуть не выпрыгивал из седла. Ведь они не слышат приближающегося велосипедиста и резво выползают на дорогу перед колесами. До сих пор волосы на загривке встают дыбом, когда вспоминаю встречу с медведем на горном серпантине в Карпатах. Откуда только силы взялись так рвануть в гору после нескольких километров подъема.
Местное население очень удивляется, узнав, что я из России. Обычные в этих странах велосипедные путешественники - это европейцы. Нигде не могли поверить, что я проехал на велосипеде через Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию, Грецию, Турцию. Вот это - да!
Женщин практически не видно. Везде оливковые деревья, песок, сушь и нестерпимая жара. С такими мыслями еду на велосипеде по Турции, вдоль пролива Дарданеллы, в разгар Чемпионата мира по футболу. Встречный ветер такой силы, что на спусках с гор останавливает своим напором. Двигаюсь из последних сил, собрав всю злость на борьбу со встречным ветром и горными подъемами. В кафе, магазинах слышу бурные споры о футболе. Во всех придорожных телевизорах футбол, как будто больше ничего в жизни нет. На каждой остановке Турки говорят, что русские не умеют играть в футбол и сборная у России плохая. Спрашивают, за кого я болею. Ни за кого. Болею за свои успехи, жизненные интересы и радуюсь достижениям других. Мое отношение к футболу? Хорошо организованный бизнес. Большая часть населения земного шара живет в жарком климате, а им в жару кроме мяча гонять нечего. Как объяснить это туркам, чтобы не обидеть?
В каждом селе и городе памятники и бюсты Ататюрку – основателю современной Турции. Скоро Стамбул и мое велосипедное путешествие закончится. Исторические памятники - практически одни исторические развалины, хорошо сохранившиеся в теплом климате. Если бы мы могли так классно продавать туристам нашу российскую разруху. Сколько можно заработать денег!
Туристы для меня во время путешествия явление редкое, встречающееся только в музеях и на курортах, флегматично расслабляющееся и плавящее мозги при +40.
Сильный северо-западный ветер вдоль пролива и жара +40 просто выматывают. Останавливаюсь у заброшенного сада под персиковым деревом подкрепиться зрелыми медовыми плодами. Пчелы и осы собирают сироп с упавших сочных персиков. Сворачиваю к морю. Погружаю горячее мокрое тело прямо в одежде в прохладную морскую воду. Покачиваясь на волнах, плыву вдоль берега к кемпингу. Под душем на берегу полощу вещи. На свежем морском ветру и солнце одежда быстро сохнет. Отдыхаю и снова на велосипед.
Пролистываю в голове страницы путешествия.
Древние племена Молдавии и Румынии, Карпаты, освобождение Болгарии в конце 19 века от турецкого рабства (200 000 русских солдат погибло). Олимп, Афины, Спарта, империя Александра Македонского. Самая старая на пути крепость Греции 1400 год до н.э., освобождение Греции от турок. Рассвет Римской Империи. Четыре крестовые похода, разграбление Константинополя 1204 год, развал Византийской империи, захват султаном Мехмедом II Фатихом Константинополя 29 мая 1453 года, Стамбул, Айя-София, первое поселение на берегу Босфора.
Турки в Турции только 600 лет и культура Византийской империи в камне и истории сохранилась и сейчас. Залезаю на всевозможные крепости и развалины. На набережной Стамбула 7 километров византийских крепостных стен вдоль Босфора. Так откуда двигались османы, если эти места они не проходили до завоевания Балкан и разгрома армий славянских королей? Константинополь и Византия продержались до середины 15 века. События, даты. Когда приеду в Питер, нужно заглянуть в справочники и разобраться во всем.
Третий день в Стамбуле. Мосты через Босфор не дают покоя. Так хочется переехать на велосипеде из Европы в Азию и обратно по мостам с одного берега пролива на другой. Мосты над Босфором навесные, высота 64 метра, проезд на велосипеде через мосты запрещен. И вот уже несусь на велосипеде по проспекту, с высокого европейского берега, на мост в сторону Азии. Полиция, все таки, задержала и посадила на автобус. С азиатского берега полицию проехал, но не стал рисковать и сел на автобус.
Во время путешествия хочется испытать как можно больше приключений и получить массу впечатлений. Ночевки в палатке у моря, рассветы и закаты, горы, фруктовые деревья вдоль дорог с черешней, грушами, персиками, нектаринами, апельсинами. Как всегда, самым непредсказуемым зверем остается человек, поэтому от общения в городах отказываюсь. В городах наибольшее сосредоточение криминала в отличие от гостеприимной сельской местности.
Три дня провел в Стамбуле, ожидая отхода теплохода на Херсон. На пристани в центре Стамбула договорился с капитаном судна, оплатил каюту. Украинские суда ходят с челноками и берут туристов с целью посещения Стамбула. В городе продолжил туристическую программу, посмотрел мечети, музеи, замки, дворцы развалины, крепости. Отдыхал после путешествия и купался.
Из Стамбула вышли по проливу Босфор в Черное море, на корабле с очаровательным названием «VIKTORIA». Символично!
В Херсоне первый раз за поездку обшмонали и вывернули все снаряжение украинские таможенники. Неприятно. В Африке, Европе к туристам относятся уважительно, так нигде не унижали. Из Херсона поехал в Одессу, отдохнул дома и поездом выехал в Питер.